Должностная инструкция директора школы (гимназии, лицея)
I. Общие положения
1. На должность директора школы назначается лицо, имеющее Высшее образование — специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
или
Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление»
или
Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки»
или
Высшее образование — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление».
2. Требования к опыту практической работы не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в образовательных организациях.
3. Дополнительные требования допуска к работе:
— отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
— отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних;
— прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
— прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности.
4. Назначение на должность директора школы, а также освобождение от нее, производится учредителем образовательного учреждения.
5. Директор школы должен знать:
5.1. Тенденции развития общего образования в Российской Федерации и мировом образовательном пространстве, приоритетные направления государственной политики в сфере общего образования
5.2. Образовательные теории, технологии и средства обучения и воспитания, в том числе основанные на виртуальной и дополненной реальности, границы и возможности их использования в общем образовании
5.3. Принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации образовательных программ для достижения запланированных результатов
5.4. Практики управления реализацией образовательных программ, в том числе зарубежный опыт
5.5. Основы физиологии и гигиены детей школьного возраста
5.6. Основы педагогики инклюзивного образования
5.7. Основы менеджмента в сфере общего образования
5.8. Основы возрастной психологии и педагогики детей школьного возраста
5.9. Основы педагогики и психологии
5.10. Подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки качества общего образования
5.11. Конвенцию ООН, законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района/городского округа в сфере общего образования
5.12. Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные и адаптированные образовательные программы, федеральные государственные требования
5.13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к деятельности общеобразовательной организации
5.14. Процедуры производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в общеобразовательной организации
5.15. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
5.16. Профессиональные стандарты, характеризующие квалификацию, необходимую для осуществления педагогической и иной профессиональной деятельности (с учетом реализуемых организацией образовательных программ), нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом общеобразовательной организации
5.17. Основы менеджмента в сфере образования, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного, финансового менеджмента и менеджмента качества
5.18. Принципы и модели государственно-общественного управления образовательными организациями
5.19. Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья обучающихся, охраны труда и здоровья работников общеобразовательной организации
5.20. Нормативные документы по формированию доступной среды в общеобразовательных организациях
5.21. Принципы бюджетирования и контроля расходов общеобразовательной организации
5.22. Основы управления персоналом общеобразовательной организации, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
5.23. Основы стратегического планирования
5.24. Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров в общеобразовательной организации
5.25. Основы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного) в общеобразовательной организации
5.26. Нормы профессиональной этики педагогических работников
5.27. Основы бухгалтерского учета, финансового анализа и экономического планирования в общеобразовательной организации
5.28. Основы контрактной системы закупок в общеобразовательной организации
5.29. Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
5.30. Основы управления проектами в общеобразовательной организации
5.31. Нормы и правила комплексной безопасности образовательных организаций
5.32. Требования к информационной образовательной среде общеобразовательной организации
5.33. Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организацией
5.34. Технологии и регламенты взаимодействия работников общеобразовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся
5.35. Технологии и регламенты взаимодействия общеобразовательной организации с учредителем, органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными партнерами общеобразовательной организации и иными организациями
5.36. Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных организаций государственными контрольно-надзорными органами
5.37. Принципы, методы и технологии коммуникации, ведения переговоров, методы лоббирования интересов общеобразовательной организации при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
5.38. _____________________________________________________________________
6. На время отсутствия директора школы (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности директора школы входит:
1. Управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации:
— Планирование результатов реализации образовательных программ и осуществления образовательной деятельности образовательной организации
— Организация разработки, корректировки и утверждения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом примерных основных образовательных программ и примерных адаптированных основных общеобразовательных программ; дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения
— Управление деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме
— Организация присмотра и ухода за детьми, обеспечение содержания, лечения, реабилитации, коррекции, психолого-педагогической поддержки, интерната и иной деятельности
— Организация коррекционной работы и инклюзивного образования
— Формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, направленной на самоопределение, самообразование и профессиональную ориентацию
— Контроль качества реализации образовательных программ, принятие управленческих решений по коррекции и улучшению организации образовательной деятельности
— Руководство деятельностью по созданию условий социализации обучающихся и индивидуализации обучения
— Управление формированием образовательной среды, в том числе цифровой образовательной среды
— Руководство системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся
— Управление формированием и функционированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности
— Организация просветительской и консультативной деятельности с обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками общеобразовательной организации
— Организация работ по самообследованию общеобразовательной организации, внутришкольному контролю, обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования, мониторингу образовательных результатов обучающихся
— Организация реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательных программ
2. Администрирование деятельности общеобразовательной организации:
— Руководство общеобразовательной организацией на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления общеобразовательной организации с привлечением представителей участников образовательных отношений
— Руководство разработкой, актуализацией и утверждением локальных нормативных актов общеобразовательной организации
— Организация приема, перевода обучающихся в общеобразовательную организацию и их отчисления
— Формирование и поддержка организационной культуры общеобразовательной организации
— Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений общеобразовательной организации
— Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации
— Организация доступной и безопасной среды в общеобразовательной организации для обучающихся, родителей (законных представителей) и работников общеобразовательной организации
— Обеспечение реализации кадровой политики, осуществление подбора и расстановки кадров в соответствии с уставом общеобразовательной организации
— Управление деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов
— Управление имущественным комплексом общеобразовательной организации и его развитием
— Организация и контроль работы системы питания в общеобразовательной организации
— Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательной организации
— Управление информационными ресурсами общеобразовательной организации, в том числе официальным сайтом общеобразовательной организации
— Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам
— Руководство формированием отчетности о деятельности образовательной организации, анализ данных отчетов и коррекция на этой основе деятельности образовательной организации
3. Управление развитием общеобразовательной организации:
— Руководство развитием общеобразовательной организации с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального района/городского округа Российской Федерации
— Прогнозирование количественных и качественных параметров развития общеобразовательной организации с учетом социально-экономических, социокультурных и этнокультурных аспектов среды
— Руководство разработкой программы развития общеобразовательной организации совместно с коллегиальными органами управления
— Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности участников образовательных отношений
— Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации и программой развития общеобразовательной организации
— Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития общеобразовательной организации
— Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций
— Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развитие цифровой образовательной среды
— Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации
4. Управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами:
— Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
— Определение форматов взаимодействия, в том числе сетевого взаимодействия
— Организация взаимодействия общеобразовательной организации с участниками образовательных отношений, органами государственной власти, местного самоуправления, учредителем (собственником), общественными и другими организациями, представителями СМИ
— Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами
— Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, общественными организациями, другими образовательными и не образовательными организациями
— Содействие деятельности общественных объединений обучающихся, работников общеобразовательной организации, родителей (законных представителей), осуществляемой в общеобразовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации
— Организация и координация социального партнерства с местным и бизнес-сообществами, организациями культуры, досуга и спорта, другими образовательными организациями по реализации образовательных и досугово-развивающих программ, мероприятий и событий
— Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации
— Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия работников общеобразовательной организации с родителями (законными представителями)
— Контроль и оценка результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами для его дальнейшего развития и совершенствования
III. Права
Директор школы имеет право:
1. Выступать от имени учреждения во взаимоотношения с физическими и юридическими лицами.
2. Руководить персоналом учреждения в соответствии с внутренними правилами и действующими нормативами.
3. Издавать необходимые локальные акты в рамках учреждения.
4. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
5. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
6. В пределах своей компетенции решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности школы.
7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
8. Представлять школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
9. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
10. Останавливать функционирование учреждения при обнаружении факторов, несущих угрозу учащимся и персоналу.
11. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
12.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Директор школы несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________ Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021г. №250н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии