Должностная инструкция педагога дополнительного образования
I. Общие положения
1.На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»
или
высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности
или
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
3. Дополнительные требования:
— отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
— прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
4. Назначение на должность педагога дополнительного образования, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Педагог дополнительного образования должен знать:
5.1. Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях
5.2. Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы
5.3. Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
5.4. Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста
5.5. Федеральные государственные требования (далее — ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)
5.6. Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
5.7. Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся
5.8. Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
5.9. Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов
5.10. Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам
5.11. Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
5.12. Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
5.14. Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
5.15. Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
5.16. Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)
5.17. Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
5.18. Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
5.19. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
5.20. Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ
5.21. Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения
5.22. Требования охраны труда
5.23. Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся
5.24. Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года
5.25. Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий
5.26. Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
5.27. Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами
5.28. Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся
5.29. Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями
5.30. Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)
5.31. Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся
5.32. Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей)
5.33. Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
5.34. Положения законодательства Российской Федерации в сфере образования в сфере контроля и оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
5.35. Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации
5.36. Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
5.37. Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
5.38. Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
5.39. Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности
5.40. Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания
5.41. Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
5.42. Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста
5.43. Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
5.44. Возможности использования ИКТ для ведения документации
5.45. Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
5.46. _____________________________________________________________________
6. Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно __________________.
7. На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности педагога дополнительного образования входит:
1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы:
— Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
— Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)
— Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях
— Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
— Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
— Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
2. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:
— Планирование подготовки досуговых мероприятий
— Организация подготовки досуговых мероприятий
— Проведение досуговых мероприятий
3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания:
— Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
— Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся
— Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий
— в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей
4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:
— Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
— Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
— Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки
— Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы:
— Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации
— Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)
— Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий
— Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
— Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля))
III. Права
Педагог дополнительного образования имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся.
7. Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы).
8. Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно).
9. Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).
10. Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности.
11.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Педагог дополнительного образования несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021г. №652н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии