Должностная инструкция помощника капитана
I. Общие положения
1. На должность помощника капитана назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена
или
высшее образование — специалитет.
2. Назначение на должность помощника капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
3. Дополнительные требования:
— возраст не моложе 18 лет;
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;
— наличие диплома помощника капитана или диплома вахтенного помощника капитана;
— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;
— знание английского языка для экипажей морских судов.
4. Помощник капитана должен знать:
4.1. Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке перехода
4.2. Назначение, классификация и содержание бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и выполнения их корректуры
4.3. Условные знаки для морских карт и планов
4.4. Средства и виды навигационного оборудования морей и навигационной обстановки на внутренних водных путях
4.5. Общие положения об установлении путей движения судов и систем судовых сообщений
4.6. Способы учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении
4.7. Океанические течения
4.8. Нормативные правовые акты, регулирующие торговое мореплавание
4.9. Специальную лоцию района плавания и особенности движения судов по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
4.10. Условные знаки для карт и атласов внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
4.11. Навигационные руководства и пособия для плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
4.12. Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство и радиосвязь на внутренних водных путях Российской Федерации (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
4.13. Правила и основные принципы несения ходовой навигационной и стояночной вахты, особенности организации штурманской службы на судах
4.14. Принципы управления составом вахтенной службы на мостике, включая: распределение вахтенного состава, возложение обязанностей и установление очередности использования ресурсов; эффективную связь; уверенность и руководство; достижение и поддержание информированности о ситуации; учет опыта работы в составе команды
4.15. Роль человеческого фактора в эффективном управлении вахтой и экипажем судна
4.16. Содержание и цели международных правил предупреждения столкновений судов в море
4.17. Технику судовождения при отсутствии видимости
4.18. Условия плавания при особых обстоятельствах: в условиях ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, при буксировке судов, в районах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов
4.19. Способы формирования буксируемых и толкаемых составов (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
4.20. Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в условиях ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов
4.21. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей
4.22. Порядок ведения гидрометеорологических наблюдений на судах и методика обработки их результатов, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке
4.23. Состав технических систем и средств судовождения и связи и правила их эксплуатации для несения безопасной ходовой навигационной вахты
4.24. Эксплуатационные аспекты использования радиолокатора, средства автоматической радиолокационной прокладки, электронной картографической навигационно-информационной системы и технических систем и средств судовождения и связи для обеспечения безопасности плавания
4.25. Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики технических систем и средств судовождения и связи
4.26. Методику определения поправок технических средств судовождения
4.27. Принципы радиолокации и работы средств автоматической радиолокационной прокладки, приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора
4.28. Основные типы средств автоматической радиолокационной прокладки, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и технические ограничения
4.29. Возможности и ограничения работы электронной картографической навигационно-информационной системы, включая: сущность данных электронной навигационной карты, точность данных, правила представления, варианты отображения и форматы карт; опасности чрезмерного доверия; функции электронной картографической навигационно-информационной системы, необходимые согласно действующим эксплуатационным требованиям
4.30. Системы, связанные с основным прибором гирокомпаса, принципы действия и обслуживания различных типов гирокомпасов, репитеров и курсографов
4.31. Основы автоматизации управления движением судна, принципы настройки систем автоматического регулирования технических систем и средств судовождения и связи
4.32. Основные принципы работы судовой двигательной установки и дистанционного управления ею
4.33. Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно, перехода на аварийное управление рулем
4.34. Устройства аварийной буксировки и методы буксировки
4.35. Первоначальные действия после столкновения или посадки на мель; методика первоначальной оценки повреждений; методы борьбы за живучесть судна
4.36. Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях
4.37. Действия, которые необходимо выполнять при спасании людей на море, в прибрежном плавании и на внутренних водных путях при оказании помощи терпящему бедствие судну; при аварии, произошедшей в порту; ответственность и обязательства при оказании помощи
4.38. Принципы работы всех подсистем и оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности
4.39. Правила, применяемые в радиосвязи на море
4.40. Ответственность за аварийные случаи, предусмотренная законодательством Российской Федерации и международным законодательством
4.41. Содержание международного свода сигналов
4.42. Процедуры и содержание международных документов, регламентирующих поиск и спасание
4.43. Порядок контроля судов в портах
4.44. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты сохранной перевозки грузов
4.45. Классификацию грузов
4.46. Линейные и объемно-массовые характеристики грузов
4.47. Транспортные характеристики грузов
4.48. Влияние груза, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна
3.49. Промысловые схемы лова гидробионтов
4.50. Методы безопасной обработки, размещения и крепления грузов на судне, включая навалочные грузы, а также опасные и вредные грузы; влияние грузов на безопасность человеческой жизни и судна
4.51. Общие требования к грузовому плану
4.52. Общие характеристики судна и нормируемые характеристики посадки, остойчивости и прочности корпуса судна
4.53. Методику расчета и измерения характеристик посадки, остойчивости и прочности корпуса судна по фактической загрузке
4.54. Правила ведения грузовых документов на судне
4.55. Технические условия размещения груза на судах
4.56. Политику в области безопасности и защиты окружающей среды; противонаркотическую и антиалкогольную политику
4.57. Порядок действий при обнаружении несоответствий на судне
4.58. Порядок документооборота судовой системы управления безопасностью
4.59. Оценку рисков выполняемых работ в соответствии с требованиями судовой системы управления безопасностью
4.60. Судовой план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов нефтью и нефтепродуктами
4.61. Классификацию и конструктивные особенности пассажирских судов
4.62. Правила перевозки пассажиров и их багажа на морских и внутренних водных путях
4.63. Судовые индивидуальные и коллективные спасательные средства
4.64. Расположение судовых аварийных выходов и способы эвакуации пассажиров
4.65. Особенности эвакуации пассажиров с ограниченными физическими возможностями
4.66. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости судовых закрытий
4.67. _____________________________________________________________________
5. Помощник капитана подчиняется непосредственно ____________________________
6. На время отсутствия помощника капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности помощника капитана входит:
1. Судовождение на уровне эксплуатации:
— Планирование и выполнение перехода, определение местоположения судна
— Несение ходовой навигационной вахты
— Управление и маневрирование судном
— Выполнение первичных действий при авариях, при получении сигнала бедствия на море, в прибрежном плавании и на внутренних водных путях, передача и получение информации посредством визуальных сигналов
2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне эксплуатации:
— Мониторинг погрузки, размещения, крепления и выгрузки грузов на судне, а также обращения с грузом во время рейса
— Проверка грузовых помещений судна, крышек люков и балластных танков и составление сообщения об обнаруженных дефектах и повреждениях
3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации:
— Обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью в пределах назначенных обязанностей
— Контроль наличия на судне и действительности всех требуемых по заведованию судовых документов и свидетельств
— Ознакомление членов палубной команды судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс
— Выполнение регулярных проверок действующих устройств и оборудования судна в пределах своего заведования, а также плановых проверок устройств и оборудования, которые не используются постоянно
— Использование судовых технических средств обеспечения транспортной безопасности
— Проверка эффективности судовой системы управления безопасностью и подготовка предложений по ее пересмотру
— Обеспечение постоянной готовности судовых сил и средств предупреждения и предотвращения загрязнения окружающей среды
4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне эксплуатации:
— Выполнение операций технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна
— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров на судне, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости
— Организация размещения пассажиров и их питания на судне
— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях
— Организация оформления багажа, доставки багажа к месту стоянки судна, погрузки, размещения и крепления багажа на борту судна, а также выгрузки и выдачи багажа пассажирам
III. Права
Помощник капитана имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Помощник капитана несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии