Должностная инструкция реставратора предметов декоративно-прикладного искусства

I. Общие положения

1. На должность реставратора предметов декоративно-прикладного искусства назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

2. Стаж работы по профилю подготовки — не менее одного года.

3. Назначение на должность реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

4. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства должен знать:

4.1. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации

4.2. Технологии реставрационных работ и их последовательность

4.3. Различные виды обработки металлов и их сплавов, рецептура приготовления припоев, флюсов

4.4. Современные художественно-эстетические требования, предъявляемые к художественным изделиям из металла

4.5. Методы и способы химико-термической обработки металла, паяльных, кузнечных и полировальных работ по металлу

4.6. Способы изготовления макетов

4.7. Принципы соединения в художественных изделиях из металла (ритм, форма, орнамент, цвет)

4.8. Различные виды обработки дерева, их свойства

4.9. Современные художественно-эстетические требования, предъявляемые к художественным изделиям из дерева их применения

4.10. Методы и способы обработки дерева

4.11. Требования, предъявляемые к качеству реставрации художественных изделий из дерева

4.12. Основные виды тканей, гобеленов, ковров и переплетений в них

4.13. Технологические особенности выработки тканей простых структур; способы создания точных рисунков и структур тканей без спускного ремиза; виды пряжи, применяемой при реставрации; приемы штопки и паласной техники изготовления гобеленов и ковров

4.14. Приемы и способы реставрации ковров и гобеленов машинной выработки; виды переплетений

4.15. Технологические особенности тканей ручной выработки типа «штоф» и «брокатель» при создании точных рисунков этих тканей

4.16. Способы органолептической оценки плотности ковров, гобеленов, ткани; разновидности швов и шитья, включая древнерусские

4.17. Технологии общей очистки тканей с шитьем и другими украшениями от загрязнений, клея, следов моли и жучка, дезинсекции

4.18. Виды и свойства красителей; методы тонирования дублировочного материала, ниток, комбинирования и дублирования ткани и кружев иглой и клеем, раскрытия тканей от позднейших наслоений шитья

4.19. Способы восстановления различных рисунков шитья, вышивок, золотого и серебряного шитья

4.20. Требования, предъявляемые к качеству реставрации ковров

4.21. Правила построения орнамента

4.22. Основы сочетания нескольких цветов

4.23. Термообработку и заточку применяемых инструментов

4.24. Правила приготовления специальной массы для рельефного тиснения

4.25. Способы выявления естественной выразительности кожи

4.26. Технологический процесс изготовления переплетов

4.27. Технические свойства кожи; свойства применяемых материалов; правила взаимодействия

4.28. Технологии выполнения граверных и филигранных работ, огранки алмазов с бриллиантами и огранки вставок в ювелирных и художественных изделиях

4.29. Способы крепления и монтировки драгоценных камней

4.30. Технологии реставрации ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней

4.31. Технологии сборки и обработки художественных изделий из драгоценных металлов

4.32. Технологии орнаментального художественного оформления росписью изделий по металлу

4.33. Технологии закрепления и монтировки драгоценных металлов и всех видов вставок

4.34. Технологии выполнения орнамента под эмаль

4.35. Технологии реставрации и ремонта художественных и ювелирных изделий

4.36. Технологии сборки высокохудожественных изделий с художественной росписью изделий из металла

4.37. Приемы художественной резьбы по кости и рогу особо сложных по форме художественных изделий

4.38. Способы подготовки и отцепки кости и рога для художественной резьбы

4.39. Свойства кости и рога

4.40. Приемы ажурной, плоскорельефной, объемной художественной резьбы по кости и рогу

4.41. Приемы художественной резьбы многофигурных художественных изделий с применением специальных приспособлений и оборудования

4.42. Традиционные приемы художественной резьбы по кости и рогу при изготовлении художественных изделий

4.43. _____________________________________________________________________

5. Необходимые этические нормы:

— бережно относиться к сохранности традиций;

— соблюдать этику делового общения;

— соблюдать законодательство Российской Федерации, принятые этические нормы и поддерживать достоинство и честь своей профессии;

— участвовать в информационной и научно-методической работе учреждений культуры и искусств, в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры

6. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия реставратора предметов декоративно-прикладного искусства (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. ________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности реставратора предметов декоративно-прикладного искусства входит:

1. Реставрация произведений искусства из металла:

— Химико-термическая обработка металла, паяльные, кузнечные и полировальные работы по металлу

— Подготовка и монтаж изделий с помощью клепки, штифтов и резьбовых соединений, склеивание деталей, гравировка изделий и покрытие их эмалью, подготовка клеев по заданной рецептуре

— Реставрация художественных изделий

— Сборка и отделка художественно-декоративных изделий из металла

— Разработка макетов произведений искусства

— Патинирование и тонирование произведений и установка их на место

— Подготовка актов, регистрация актов возврата предметов, принятых на временное хранение на экспертизу фондово-закупочной комиссии, в журнале регистрации актов возврата предметов собственнику

2. Реставрация произведений искусства из дерева:

— Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением простых работ

— Работа по удалению слоя отделочного лака с мебели, старых реставрационных заделок, мастик

— Дезинфекция и дезинсекция предметов, пораженных плесневыми грибками, водорослями, насекомыми

— Работа по устранению несквозных трещин и вмятин

— Шлифовка ровных поверхностей мебели

— Фанеровка воском и лаком незначительных участков утрат с подбором текстуры и цвета, используя подготовленную мастику и клей, по разработанной рецептуре

— Очистка поверхности от лишайников и водорослей, окрашенных и жировых пятен

— Сборка и склейка сохранившихся фрагментов скульптуры и резных рельефов, разбитых на небольшое количество деталей

— Сборка недостающих фрагментов декоративно-орнаментальной, плоской резьбы и отдельных частей конструкций: крепление, вязка в предметах мебели и художественного паркета

3. Реставрация произведений искусства из текстиля:

— Реставрация и консервация ткани, гобеленов и ковров

— Реставрация несложных рисунков народных вышивок на тканях, в заправках которых не использовался спускной ремиз с хорошей сохранностью образца или аналога

— Подготовка дублировочного материала

— Дезинфекция тканей, гобеленов и ковров со стойкими красителями: очистка от легко удаляемых загрязнений, выведение пятен ржавчины, жировых, восковых пятен, удаление заплат, шнуров и следов ранних реставраций и обновлений

— Отделка участков ворсовой части с прокладкой нитей основы и паласной части с прокладкой нитей основы и утка, с подбором пряжи для штопки

— Реставрация различных рисунков шитья и украшений народных вышивок от позднейших наслоений лицевого шитья, шитья золотом

— Упаковка, транспортировка и хранение изделий из тканей, гобеленов и ковров

— Регистрация в акте о возврате предметов, принятых на временное хранение, при проведении реставрации предметов, в журнале регистрации актов возврата

4. Реставрация произведений искусства из кожи:

— Изготовление из кожи художественных изделий средней сложности, форм с тиснением по собственным композициям, сложных рисунков и орнаментов в народных традициях

— Создание художественной резьбы по коже вручную

— Раскраска орнамента с подбором колера

— Оплетка изделия сложным плетением

— Подготовка с тиснением или резьбой сложных орнаментальных композиций по собственным эскизам

— Заготовка специальной массы для рельефного тиснения, нанесения ее на картон, оклеивание кожей

— Подготовка плоского тиснения вручную или резьбы по коже сложных композиций и раскраска их с подбором колера

— Изготовление переплетов

— Составление акта возврата предметов, принятых на временное хранение, при проведении экспертизы предметов

5. Реставрация произведений искусства из драгоценных металлов и камней:

— Реставрация и консервирование работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности

— Подготовка высокохудожественных изделий в традициях народных художественных промыслов, ювелирных и художественных изделий из драгоценных металлов и камней

— Разработка ажурно-филигранных изделий, орнаментации под эмаль, чеканки металлических изделий по рисункам и композициям, вязки полотна цепочек с изготовлением корпуса замка к ним

— Реставрация и выполнение ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней

6. Реставрация произведений искусства из кости и рога:

— Реставрация и консервация работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности

— Монтировка, сборка изделий, крепление деталей, склейка деталей и узлов изделий

— Резьба с учетом сохранения художественных достоинств и декоративных качеств применяемых материалов в художественной резьбе по кости и рогу

III. Права

Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6.___________________________________________________________

IV. Ответственность

Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________ Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014г. №611н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться ссылкой:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *