Должностная инструкция реставратора предметов декоративно-прикладного искусства
I. Общие положения
1. На должность реставратора предметов декоративно-прикладного искусства назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена.
2. Стаж работы по профилю подготовки — не менее одного года.
3. Назначение на должность реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
4. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства должен знать:
4.1. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации
4.2. Технологии реставрационных работ и их последовательность
4.3. Различные виды обработки металлов и их сплавов, рецептура приготовления припоев, флюсов
4.4. Современные художественно-эстетические требования, предъявляемые к художественным изделиям из металла
4.5. Методы и способы химико-термической обработки металла, паяльных, кузнечных и полировальных работ по металлу
4.6. Способы изготовления макетов
4.7. Принципы соединения в художественных изделиях из металла (ритм, форма, орнамент, цвет)
4.8. Различные виды обработки дерева, их свойства
4.9. Современные художественно-эстетические требования, предъявляемые к художественным изделиям из дерева их применения
4.10. Методы и способы обработки дерева
4.11. Требования, предъявляемые к качеству реставрации художественных изделий из дерева
4.12. Основные виды тканей, гобеленов, ковров и переплетений в них
4.13. Технологические особенности выработки тканей простых структур; способы создания точных рисунков и структур тканей без спускного ремиза; виды пряжи, применяемой при реставрации; приемы штопки и паласной техники изготовления гобеленов и ковров
4.14. Приемы и способы реставрации ковров и гобеленов машинной выработки; виды переплетений
4.15. Технологические особенности тканей ручной выработки типа «штоф» и «брокатель» при создании точных рисунков этих тканей
4.16. Способы органолептической оценки плотности ковров, гобеленов, ткани; разновидности швов и шитья, включая древнерусские
4.17. Технологии общей очистки тканей с шитьем и другими украшениями от загрязнений, клея, следов моли и жучка, дезинсекции
4.18. Виды и свойства красителей; методы тонирования дублировочного материала, ниток, комбинирования и дублирования ткани и кружев иглой и клеем, раскрытия тканей от позднейших наслоений шитья
4.19. Способы восстановления различных рисунков шитья, вышивок, золотого и серебряного шитья
4.20. Требования, предъявляемые к качеству реставрации ковров
4.21. Правила построения орнамента
4.22. Основы сочетания нескольких цветов
4.23. Термообработку и заточку применяемых инструментов
4.24. Правила приготовления специальной массы для рельефного тиснения
4.25. Способы выявления естественной выразительности кожи
4.26. Технологический процесс изготовления переплетов
4.27. Технические свойства кожи; свойства применяемых материалов; правила взаимодействия
4.28. Технологии выполнения граверных и филигранных работ, огранки алмазов с бриллиантами и огранки вставок в ювелирных и художественных изделиях
4.29. Способы крепления и монтировки драгоценных камней
4.30. Технологии реставрации ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней
4.31. Технологии сборки и обработки художественных изделий из драгоценных металлов
4.32. Технологии орнаментального художественного оформления росписью изделий по металлу
4.33. Технологии закрепления и монтировки драгоценных металлов и всех видов вставок
4.34. Технологии выполнения орнамента под эмаль
4.35. Технологии реставрации и ремонта художественных и ювелирных изделий
4.36. Технологии сборки высокохудожественных изделий с художественной росписью изделий из металла
4.37. Приемы художественной резьбы по кости и рогу особо сложных по форме художественных изделий
4.38. Способы подготовки и отцепки кости и рога для художественной резьбы
4.39. Свойства кости и рога
4.40. Приемы ажурной, плоскорельефной, объемной художественной резьбы по кости и рогу
4.41. Приемы художественной резьбы многофигурных художественных изделий с применением специальных приспособлений и оборудования
4.42. Традиционные приемы художественной резьбы по кости и рогу при изготовлении художественных изделий
4.43. _____________________________________________________________________
5. Необходимые этические нормы:
— бережно относиться к сохранности традиций;
— соблюдать этику делового общения;
— соблюдать законодательство Российской Федерации, принятые этические нормы и поддерживать достоинство и честь своей профессии;
— участвовать в информационной и научно-методической работе учреждений культуры и искусств, в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры
6. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства подчиняется непосредственно __________________.
7. На время отсутствия реставратора предметов декоративно-прикладного искусства (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности реставратора предметов декоративно-прикладного искусства входит:
1. Реставрация произведений искусства из металла:
— Химико-термическая обработка металла, паяльные, кузнечные и полировальные работы по металлу
— Подготовка и монтаж изделий с помощью клепки, штифтов и резьбовых соединений, склеивание деталей, гравировка изделий и покрытие их эмалью, подготовка клеев по заданной рецептуре
— Реставрация художественных изделий
— Сборка и отделка художественно-декоративных изделий из металла
— Разработка макетов произведений искусства
— Патинирование и тонирование произведений и установка их на место
— Подготовка актов, регистрация актов возврата предметов, принятых на временное хранение на экспертизу фондово-закупочной комиссии, в журнале регистрации актов возврата предметов собственнику
2. Реставрация произведений искусства из дерева:
— Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением простых работ
— Работа по удалению слоя отделочного лака с мебели, старых реставрационных заделок, мастик
— Дезинфекция и дезинсекция предметов, пораженных плесневыми грибками, водорослями, насекомыми
— Работа по устранению несквозных трещин и вмятин
— Шлифовка ровных поверхностей мебели
— Фанеровка воском и лаком незначительных участков утрат с подбором текстуры и цвета, используя подготовленную мастику и клей, по разработанной рецептуре
— Очистка поверхности от лишайников и водорослей, окрашенных и жировых пятен
— Сборка и склейка сохранившихся фрагментов скульптуры и резных рельефов, разбитых на небольшое количество деталей
— Сборка недостающих фрагментов декоративно-орнаментальной, плоской резьбы и отдельных частей конструкций: крепление, вязка в предметах мебели и художественного паркета
3. Реставрация произведений искусства из текстиля:
— Реставрация и консервация ткани, гобеленов и ковров
— Реставрация несложных рисунков народных вышивок на тканях, в заправках которых не использовался спускной ремиз с хорошей сохранностью образца или аналога
— Подготовка дублировочного материала
— Дезинфекция тканей, гобеленов и ковров со стойкими красителями: очистка от легко удаляемых загрязнений, выведение пятен ржавчины, жировых, восковых пятен, удаление заплат, шнуров и следов ранних реставраций и обновлений
— Отделка участков ворсовой части с прокладкой нитей основы и паласной части с прокладкой нитей основы и утка, с подбором пряжи для штопки
— Реставрация различных рисунков шитья и украшений народных вышивок от позднейших наслоений лицевого шитья, шитья золотом
— Упаковка, транспортировка и хранение изделий из тканей, гобеленов и ковров
— Регистрация в акте о возврате предметов, принятых на временное хранение, при проведении реставрации предметов, в журнале регистрации актов возврата
4. Реставрация произведений искусства из кожи:
— Изготовление из кожи художественных изделий средней сложности, форм с тиснением по собственным композициям, сложных рисунков и орнаментов в народных традициях
— Создание художественной резьбы по коже вручную
— Раскраска орнамента с подбором колера
— Оплетка изделия сложным плетением
— Подготовка с тиснением или резьбой сложных орнаментальных композиций по собственным эскизам
— Заготовка специальной массы для рельефного тиснения, нанесения ее на картон, оклеивание кожей
— Подготовка плоского тиснения вручную или резьбы по коже сложных композиций и раскраска их с подбором колера
— Изготовление переплетов
— Составление акта возврата предметов, принятых на временное хранение, при проведении экспертизы предметов
5. Реставрация произведений искусства из драгоценных металлов и камней:
— Реставрация и консервирование работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности
— Подготовка высокохудожественных изделий в традициях народных художественных промыслов, ювелирных и художественных изделий из драгоценных металлов и камней
— Разработка ажурно-филигранных изделий, орнаментации под эмаль, чеканки металлических изделий по рисункам и композициям, вязки полотна цепочек с изготовлением корпуса замка к ним
— Реставрация и выполнение ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней
6. Реставрация произведений искусства из кости и рога:
— Реставрация и консервация работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности
— Монтировка, сборка изделий, крепление деталей, склейка деталей и узлов изделий
— Резьба с учетом сохранения художественных достоинств и декоративных качеств применяемых материалов в художественной резьбе по кости и рогу
III. Права
Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________ Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014г. №611н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии