Должностная инструкция учителя-дефектолога (профиль: задержка психического развития)
I. Общие положения
1. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности
или
высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование — программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с задержкой психического развития».
2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
3. Назначение на должность учителя-дефектолога, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития
4.2. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
4.3. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога
4.4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
4.5. Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с задержкой психического развития
4.6. Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных условий реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с задержкой психического развития
4.7. Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития
4.8. Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)
4.9. Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте
4.10. Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития разных возрастных групп и способы их реализации
4.11. Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития
4.12. Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с задержкой психического развития
4.13. Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей
4.14. Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с задержкой психического развития
4.15. Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития
4.16. Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога
4.17. Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога
4.18. Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики задержки психического развития, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации
4.19. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
4.20. Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей
4.21. Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога
4.22. Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (учителя-логопеда, педагога-психолога)
4.23. Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с задержкой психического развития
4.24. Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
4.25. Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации
4.26. Требования к оформлению психолого-педагогической документации
4.27. Основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов
4.28. Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации
4.29. Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития разного возраста
4.30. Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с задержкой психического развития с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей
4.31. Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с задержкой психического развития
4.32. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи в разных институциональных условиях
4.33. Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей с задержкой психического развития
4.34. Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития
4.35. _____________________________________________________________________
5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно _____________________________.
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Функции и должностные обязанности
В обязанности учителя-дефектолога входит:
1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития на разных уровнях образования:
— Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития
— Организация специальной образовательной среды для обучающихся с задержкой психического развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с задержкой психического развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
— Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с задержкой психического развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы
— Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития
— Контроль и оценка достижений обучающихся с задержкой психического развития с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы
— Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с задержкой психического развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
— Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с задержкой психического развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, профилактики и коррекции нарушений развития:
— Выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации, потребностей в компенсации и мероприятий по профилактике формирования задержки психического развития
— Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей
— Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса
— Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с задержкой психического развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
— Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса психопрофилактических, психогигиенических и коррекционно-развивающих мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с задержкой психического развития
— Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с задержкой психического развития
— Ведение профессиональной документации по вопросам образования обучающихся с задержкой психического развития совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс
3. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с задержкой психического развития в их социальной адаптации и реабилитации:
— Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с задержкой психического развития с целью повышения качества жизни и социальной адаптации
— Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с задержкой психического развития
— Развитие у детей с задержкой психического развития компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
— Организация активного сотрудничества детей с задержкой психического развития в разных видах деятельности с другими детьми и взрослыми, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
— Проведение мероприятий по развитию жизненных компетенций детей с задержкой психического развития
— Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей с задержкой психического развития
III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, особенностями здоровья.
5. Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с задержкой психического развития.
6. Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования.
7. Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с задержкой психического развития и членов их семей.
8. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката.
9.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. №136н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии