Должностная инструкция учителя-логопеда (логопеда)
I. Общие положения
1. На должность логопеда назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности
или
высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование — программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».
2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
3. Назначение на должность логопеда, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
4. Логопед должен знать:
4.1. Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
4.2. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
4.3. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда)
4.4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
4.5. Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи
4.6. Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи
4.7. Закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения
4.8. Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития
4.9. Структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
4.10. Классификации нарушений речи
4.11. Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации
4.12. Направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи
4.14. Принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи
4.15. Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи
4.16. Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
4.17. Методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации
4.18. Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи
4.19. Нормы русского языка
4.20. Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда)
4.21. Основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда)
4.22. Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации
4.23. Порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
4.24. Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога)
4.25. Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи
4.26. Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
4.27. Основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии и медиации
4.28. Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
4.29. Основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) с нарушениями речи
4.30. Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации
4.31. Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей
4.32. Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи
4.33. Общие вопросы организации логопедической помощи в разных институциональных условиях
4.34. Ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации детей и взрослых с нарушениями речи
4.35. Логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации
4.36. Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи
4.37. _____________________________________________________________________
5. Логопед подчиняется непосредственно _____________________________.
6. На время отсутствия логопеда (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности логопеда входит:
1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования:
— Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи
— Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
— Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи
— Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов
— Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи
— Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
— Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития:
— Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи
— Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей
— Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса
— Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
— Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса
— Планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи
— Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи
3. Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации:
— Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации
— Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи
— Развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
— Организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
— Проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий
— Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями речи
III. Права
Логопед имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения.
5. Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей.
6. Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.
7. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.
8. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката.
9.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Логопед несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. №136н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии