Должностная инструкция учителя начальных классов
I. Общие положения
1.На должность учителя начальных классов назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
3. К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
4. Назначение на должность учителя начальных классов, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Учитель начальных классов должен знать:
5.1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
5.2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
5.3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
5.4. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
5.5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
5.6. Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
5.7. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
5.8. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
5.9. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
5.10. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
5.11. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
5.12. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
5.13. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
5.14. _____________________________________________________________________
6. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно __________________.
7. На время отсутствия учителя начальных классов (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности учителя начальных классов входит:
1. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования:
— Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
— Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
— Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
— Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
— Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
— Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
— Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
2. Воспитательная деятельность:
— Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
— Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
— Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
— Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
— Проектирование и реализация воспитательных программ
— Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
— Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
— Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
— Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
— Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
— Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
— Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
3. Развивающая деятельность:
— Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
— Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
— Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
— Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
— Оказание адресной помощи обучающимся
— Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
— Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
— Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
III. Права
Учитель начальных классов имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Учитель начальных классов несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №544н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии