Должностная инструкция учителя-дефектолога (сурдопедагога)
I. Общие положения
1. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности
или
высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование — программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями слуха».
2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
3. Назначение на должность учителя-дефектолога, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха
4.2. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
4.3. Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)
4.4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
4.5. Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями слуха
4.6. Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха
4.7. Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях слуха
4.8. Клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)
4.9. Медицинские и педагогические классификации нарушений слуха
4.10. Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и способы их реализации
4.11. Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха
4.12. Принципы и подходы к реализации сурдопедагогических технологий
4.13. Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха
4.14. Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями слуха
4.15. Требования к организации слухоречевой среды
4.16. Способы применения звукоусиливающей аппаратуры, FM-систем и ассистивного оборудования при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, специальных (коррекционных) курсов для обучающихся с нарушениями слуха
4.17. Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога)
4.18. Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога (сурдопедагога)
4.19. Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями слуха в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации
4.20. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
4.21. Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога)
4.22. Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями слуха (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)
4.23. Средства электроакустической коррекции слуха (слухопротезирование, кохлеарная имплантация) и сурдопедагогические технологии ее оценки
4.24. Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями слуха
4.25. Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
4.26. Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога), конфликтологии и медиации
4.27. Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
4.28. Основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) по слуху
4.29. Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации, в том числе для детей и взрослых с нарушениями слуха
4.30. Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей
4.31. Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями слуха
4.32. Общие вопросы организации сурдопедагогической помощи в разных институциональных условиях
4.33. Сурдотехнические средства и ассистивные технологии при нарушениях слуха
4.34. Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей и взрослых с нарушениями слуха
4.35. Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями слуха
4.37. _____________________________________________________________________
5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно _____________________________.
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
II. Функции и должностные обязанности
В обязанности учителя-дефектолога входит:
1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха на разных уровнях образования:
— Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями слуха
— Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Организация деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
— Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями слуха в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
— Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями слуха, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы
— Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха
— Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями слуха с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы
— Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями слуха, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
— Создание отвечающей требованиям слухоречевой среды, способствующей достижению обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов в освоении русского языка и устной речи
— Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями слуха к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития:
— Выявление обучающихся с нарушениями слуха с целью организации своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи
— Планирование и проведение сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья
— Составление заключения по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса
— Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
— Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений слуха и речи
— Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями слуха
— Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
3. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации:
— Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с целью повышения качества жизни и социальной адаптации
— Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями слуха
— Развитие у детей и взрослых с нарушениями слуха компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
— Организация активного сотрудничества детей с нарушениями слуха с окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
— Проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями слуха, в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий
— Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями слуха
— Сурдопедагогическое сопровождение процесса слухопротезирования, кохлеарной имплантации, настройки индивидуальных слуховых аппаратов и процессора кохлеарного импланта обучающимися с нарушениями слуха
III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья.
5. Применять сурдопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, в том числе при формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звуков, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
6. Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми.
7. Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями слуха, в том числе звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, FM-системы и ассистивное оборудование с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций в разных организационных формах.
8. Проводить сурдопедагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха.
9. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката.
10.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. №136н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Свежие комментарии