Инструкция по охране труда для водителя автобуса

Скачать: ИОТ водителя автобуса
Скачано: 265, размер: 40.0 KB, дата: 08 Мар. 2020

Настоящая инструкция разработана на основе требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, правил по охране труда на автомобильном транспорте и предназначена для водителя автобуса.

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе водителем автобуса допускается работник не моложе 21 года, имеющий российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель автобуса обязан:

— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать Правила дорожного движения;

— выполнять только ту работу, которую ему поручили;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметь оказывать пострадавшим первую помощь;

— применять средства индивидуальной защиты.

1.3. Водитель автобуса должен уметь:

— безопасно и эффективно управлять автобусом в различных условиях дорожного движения;

— контролировать свое эмоциональное состояние;

— устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации автобуса, не требующие разборки узлов и агрегатов;

— выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;

— прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению;

— своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

— использовать средства тушения пожара;

— проверять техническое состояние автобуса;

— обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку багажа;

— использовать в работе различные типы тахографов.

1.4. Курение в автобусе, помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается.

1.5. На водителя автобуса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок..

1.6. Водитель автобуса обеспечивается средствами индивидуальной защиты соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или дежурный
Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий дежурный
Перчатки хлопчатобумажные или перчатки трикотажные с полимерным покрытием 6 пар
При управлении автобусом на междугородных маршрутах:  
В районах, отнесенных к I, II, III и IV поясам, зимой дополнительно:  
Костюм на утепляющей прокладке дежурный
Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами 1 пара
В районах, отнесенных к особому климатическому поясу, зимой дополнительно:  
Полушубок 1 на 5 лет
Шапка-ушанка 1 на 3 года
Рукавицы меховые 1 пара на 2 года
Валенки с резиновым низом 1 пара на 2 года

1.7. Водитель автобуса не допускается к управлению автобуса в случае:

— истечения срока действия водительского удостоверения;

— выявленного в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний;

— лишении права на управление транспортными средствами.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. К работе не допускаются водители автобуса находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.10. Запрещается эксплуатация автобуса при отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

1.11. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

1.12. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, о всех замеченных им нарушениях Правил, инструкций по охране труда, неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.

1.13. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед выездом на линию водитель должен:

— пройти предрейсовый медосмотр;

— получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии.

2.2. Совместно с механиком проверить техническую исправность и укомплектованность автобуса и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

— техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;

— давление воздуха в шинах и их исправность;

— герметичность и исправность газовой системы питания у автобусов, работающих на газовом топливе;

— надлежащую укомплектованность автобуса необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем, огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи.

2.3. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

2.4. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц.

3.2. Скорость движения автобуса по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов — 40 км/ч.

3.3 Во время работы на линии водитель должен:

— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;

— перевозить в салоне автобуса то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;

— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;

— скорость движения автобуса выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;

— выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;

— при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.4. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

— выключено зажигание или прекращена подача топлива;

— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;

— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.

3.5. При выходе из кабины автобуса на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.6. Перед подачей автобуса назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

3.7. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с автобуса колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.8. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.

3.9. При заправке автобуса топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.10. На автозаправочной станции (АЗС) запрещается:

— курить и пользоваться открытым огнем;

— производить ремонтные и регулировочные работы;

— заправлять автобус топливом при работающем двигателе;

— допускать перелив и разлив топлива;

— работать без средств индивидуальной защиты рук.

3.11. Перед заправкой автобуса газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, установить переключатель массы в положение «отключено», закрыть механический магистральный вентиль (при его наличии); расходные вентили на баллонах при этом должны быть открыты.

3.12. При заправке газовым топливом запрещается:

— стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

— подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;

— работать без использования средств индивидуальной защиты рук;

— заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

— заправлять баллоны, срок освидетельствования которых истек.

3.13. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на транспортном средстве. Отсоединять газонаполнительный шланг допускается только после закрытия вентилей.

3.14. Если во время заправки газонаполнительный шланг разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем наполнительный вентиль на транспортном средстве.

3.15. В зимнее время запрещается:

— выпускать в рейс автобусы, имеющие неисправные устройства для обогрева салона;

— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;

— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автобуса, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.

3.16. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть транспортное средство.

3.17. Запрещается:

— привлекать к ремонту автобуса на линии посторонних лиц (пассажиров, прохожих);

— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40 — 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;

— выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);

— производить на линии ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.

3.18. Перед подъемом части автобуса домкратом выключить зажигание, затормозить автобус стояночным тормозом, удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.

3.19. При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

3.20. При вывешивании автомобиля на мягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

3.21. Водителю автобуса запрещается:

— начинать движение автобуса при нахождении пассажиров на подножках, бамперах автобуса;

— выпрыгивать или запрыгивать в автобус на ходу;

— отдыхать или спать в кабине, салоне на стоянке при работающем двигателе.

3.22. Маршрут движения автобуса должен быть согласован с диспетчером. Запрещается на маршруте производить остановки, не указанные в задании.

3.23. Подъезжая к остановочному пункту, необходимо соблюдать дистанцию, автобус во время остановки должен находиться параллельно тротуару.

3.24. Водитель обязан совершать высадку и посадку пассажиров строго на отмеченных остановках, следить за ситуацией в салоне, начинать движение после закрытия дверей.

3.25. В темное время суток необходимо включать освещение в салоне автобуса, использовать фары ближнего и дальнего действия.

3.26. Водителю автобуса запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— принять меры к тушению возгорания имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения;

— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.

4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

4.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

4.5. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

4.6. При необходимости отбуксировать неисправный автобус буксировку можно осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автобуса должен находиться за рулем своего автотранспортного средства. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в салоне автобуса.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работы:

— привести в порядок автобус, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить автобус стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

— снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения;

—  вымыть руки тёплой водой с мылом;

— обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

Поделиться ссылкой:

Читайте также:

комментария 3

  1. Геннадий:

    Добрый день! Инструкция водителя автобуса замечательная, огромное спасибо! Однако в п. 1.3 инструкции изложена не полный перечень необходимых навыков водителя автобуса, так как в ней отражен только п. 6.2 Приказа Минтранса №287, а п. 6 не учтен.

  2. Спасибо за подробную инструкцию по охране труда для водителя автобуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *